Форум кладоискателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум кладоискателей » Историческое фото-видео » ДУБЫНИНО (Братский район)


ДУБЫНИНО (Братский район)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ОСТРОВА НИЖЕ ПЛОТИНЫ МОЖНО ОБСЛЕДОВАТЬ в дубынино есть катер Прогресс с мотором нужно только бензин

2

[b]ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ,
ВДАВЛЕННАЯ В КАМЕНЬ[/b]

Деревня Дубынино насчитывала в 2005 году всего 302 жителя. Ныне и того меньше: в центре поселения стоит несколько свежезаколоченных домов, а некоторые из жилых используются горожанами как дачные. Между тем эта, дышащая на ладан деревенька, знаменита. Слава ее уходит в глубь веков. Люди здесь поселились еще во времена неолита.
Вообще от Братска до устья Ангары открыто свыше 100 разновременных памятников и свыше 30 из них было раскопано стационарно. Еще в 1736 году из Илимского воеводства на запрос историка В. Татищева сообщали: "B расстоянии от Братского острогу 32 версты, на утёсе каменным написаны звери, дикие козы и люди, а писано якобы перстнем и вдавлено в камень".
Речь как раз идет о Дубынино. И не случайно именно здесь в 1937 году появился известный археолог Алексей Окладников. Он и открыл стоянку древнего человека. Ее назвали «Дубынино-1». Академик обнаружил не только орудия труда, но также и произведения искусства, вызвавшие сенсацию - скульптурное изображение мамонта, грузило в виде рыбы. Стоянка была расположена на окраине Дубынино, на левом устьевом мысе ручья Студеный и правом приустьевом мысе реки Еленка. Возраст определили в 17 тысяч лет. Как позже выяснилось, это было первое, но не последнее открытие.
Позднее при детальном археологическом исследовании реки Ангары ниже Братской ГЭС было открыто множество ранее не известных изображений. Самый крупный объект - Дубынинскую писаницу – обнаружил братчанин Октябрь Леонов, в то время ответственный секретарь Братского отделения общества охраны памятников. И хотя это произошло в относительно недавние времена, разные источники называют разные даты. Владимир Монахов в своей статье «Возвращение имени» в «Восточно-Сибирской правде» утверждает, что это имело место быть в 1974 году, в других трудах говорится, что находка случилось в 1975, а то и в 1976 году. Как бы там ни было, но обнаружение этой галереи петроглифов произошло при необычных обстоятельствах: якобы случайный солнечный луч высветил галерею наскальных рисунков, а случайный взгляд исследователя их заметил. Роспись состояла из 35 композиций, насчитывающих более 100 рисунков. Тут были охотничьи, культовые и даже эротические сценки. Возраст рисунков 4–6 тысяч лет. Хоть и кажется, что находка произошла случайно, но для археологов ничего случайного не бывает. Как известно, О. Леонов находился в Дубынино по делу: вел подготовительные работы к вывозке с Дубынинского порога трех диабазовых глыб с наскальными рисунками эпохи неолита, похоже, обнаруженными еще до него. Профессионализм Октября Михайловича заключался в том, что он решился обследовать скалы и на правом берегу Ангары. Удача ему улыбнулась. Правда, не надолго. Началось наполнение Усть-Илимского водохранилища, и галерея петроглифов исчезла так же, как и появилась. Но все же стараниями О. Леонова часть писаниц удалось высечь из монолита и перевезти в Иркутск (есть сведения, что и в Москву), а часть в создаваемую Октябрем Михайловичем «Ангарскую деревню».
Что стало с иркутской частью коллекции, до конца не ясно, но будем надеяться, что ее не постигла судьба братской. То, что не смогли уничтожить века, сегодня уничтожено людьми. Расколотая на части глыба диабаза, установленная на берегу у «Ангарской деревни», представляет жалкое зрелище. Кроме бетонированных швов на ней практически ничего нельзя разглядеть, только на ощупь понятно, что некоторые линии нанесены рукой древнего человека.
Невдалеке от останков памятника неолита валяется еще несколько крупных обломков диабаза. Ранее они скрывались под водой, но сейчас, когда водохранилище беспрецедентно обмелело, они доступны любому. Часть ли это находок Леонова? Если да, то почему так бестрепетно уничтожаются?
Не увидев рисунков древних в музее, я решился на поезду в Дубынино. Судьба ко мне благоволила: я не только встретился здесь с интересными людьми, но и совершил небольшое археологическое открытие. Но все по порядку.
Как мне кажется, в самых маленьких населенных пунктах рождаются самые большие патриоты. Возможно, это происходит потому, что человек, лишенный многих возможностей больших городов, более пристально рассматривает окружающую реальность и находит в ней то, чем он может гордиться. И таких людей я нашел в Дубынино. На окраине села мне показали избушку местной жительницы, интересующейся историей поселения. Увы, о древних писаницах она ничего не смогла рассказать, зато [b]о самом Дубынино много чего поведала. По ее словам деревне уже более 400 лет. Свое имя она получила не от слова «дубина», как многие возможно предположили, а от прозвища первого человека. И это была женщина роста необычайно высокого, за что ее и прозвали Дубыня.
По утверждению собеседницы, когда Усть-Илимское водохранилище начали наполнять, то деревню пришлось переносить, а вместе с ней и погост. Тогда и подняли огромную домовину с основательницей Дубынино.
Реально ли все так происходило или это плод фантазии, сказать сложно, но в русском фольклоре существует сказочный персонаж Дубыня, правда, это богатырь мужчина (попрошу не путать с Добрыней).  Да и сама деревня впервые упоминается только в 1875 году. Кроме того, есть сведения, что первоначально она носила название Ильинка.[/b]
Видимо, уловив в моих глазах некоторое недоверие, меня повели в соседнюю избу. В ней когда-то жила еще более увлеченная историей села женщина. Увы, ее уже нет в живых. Зато есть сестра, которой было завещано издать труды местного краеведа. По утверждению родственницы, покойная была просто помешана на изучении истории родного края. Она много времени провела в московских архивах и в переписке с известными учеными. Результатом стала рукопись, содержащая, по словах родных, ранее не опубликованные материалы по истории Илимского района. Увидеть ее не удалось, поскольку сейчас она готовится к печати в Красноярске.
Прощаясь с женщинами, имен которых я, увы, не запомнил, я все же поинтересовался петроглифами. С этим вопросом меня перенаправили к одному дедку, который разочаровал: по берегу, где расположилась деревня, они ушли под воду, а на противоположной стороне они находятся неведомо где.
Тут бы и домой собираться, но что-то меня гнало вперед. Проехав по берегу до места, где кончалась дорога, я переобулся в резиновые сапоги и пошел вдоль берега. Кстати сказать, в отличие от обмелевшего Братского водохранилища Усть-Илимское наполнено выше обычного уровня. Для археолога и то, и другое состояния очень привлекательны. Наше море отступило, оставив на своем дне вымытые артефакты, а илимское, наоборот, размывает берега, обнажая древние культурные слои. Судя по тому, что местные СМИ то и дело сообщают о различных находках, внимательно стали смотреть под ноги не только археологи. Несколько недель тому назад на берегу Калтукского залива я нашел большую окаменевшую кость: что за зверь не понятно, но на всякий случай сфотографировал.
Итак, я иду вдоль по берегу и сразу замечаю ямы. Сомнений нет – это шурфы. Вот только кто их и когда сделал? Только вернувшись домой и подключившись к сети, я нашел ответ на этот вопрос. Оказывается, в 2005 году рядом с Дубынино должен был пролечь нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан". Но в дело вмешались археологи. Ими при проходке трассы была обнаружена новая стоянка древнего человека. Ученные назвали ее «Дубынино-2» и определили, что возраст стоянки составляет 30-40 тысяч лет, а площадь равна 25 тысячам квадратных метров. Люди селились здесь трижды. На это указывали несколько культурных слоев, в которых были найдены древние орудия труда, скребки, наконечники стрел, осколки керамической посуды…
Трубу удалось отвернуть и спасти стоянку. Так древние люди вмешались в дела ныне живущих.
…Переходя от одного шурфа к другому, я заметил в траве булыжник. Странно, как он попал сюда: вокруг ровное, как стол, поле. Пнул камень – он перевернулся, обнажив обработанную острую грань. Я верил в свою удачу и не верил. Быть того не может, я нашел каменное орудие древнего человека! Булыжник был не просто сколот на острие, но и заточен несколькими линиями, «вдавленными в камень», точно такими же, какими были нанесены рисунки на диабазе у «Ангарской деревни».
Похоже, это было так называемое рубило, коим разбивали кости, возможно, шерстистого носорога или бизона, добираясь до вкусного мозга. Не исключено, что этим оружием пробивали голову врагу. Да мало ли что можно сделать куском заточенного камня, удобно лежащего в ладони.
Так древние вмешались и в мою жизнь. Но я не единственный любитель, сделавший здесь свои открытия. В 2004 году в Дубынино совершили свою экспедицию усть-илимские краеведы. В тот год уровень водохранилища упал почти на метр, и самодеятельные археологи надеялись, что обнажатся затопленные наскальные рисунки. Галереи, обнаруженной еще Октябрем Леоновым, они не нашли, зато открыли ранее неизвестный рисунок древних. Только один. Подобные находки сейчас совершаются крайне редко. Мне в этом смысле не повезло.
Пока…

Ещё одна статья утверждает :

Вернемся, однако, к фамилиям. Челобитные 1696 года дают нам обильную информацию о родоначальниках местных фамилий. В списках значатся Бояркин Петр, Горностаев Василий, Дорофеев Борис, Лютиков Алексей, Рыбкины Григорий и Василий, Вотяк Иван, Жидовкин Потап, Василии и Иван Ильины. Последние жаловались, что Кафтырев их избивал, а Ивана сажал в колоду. (Василий и Иван Ильины были лоцманами (вожами) на одном из ангарских порогов - Долгом. Жили они в деревне Ильиных позднее с. Ильинское или Дубынино). Название селение получило от имени основателя - Ильи Дубынина. Впрочем, одно из преданий утверждает, что у Долгого порога первой поселилась женщина по имени Дубыня, которую якобы выслали из Великого Новгорода. Смелая изгнанница проплыла на лодке страшный порог и обосновалась вблизи него.
             Если верить преданию, то Василий и Иван были ее внуками. К сведению, «Василий Ильин сын большого Дубынина» в 1707 году «за смертное убивство в Братцку скажнен смертью». Подробности событий неизвестны. Известно лишь, что у его жены Татьяны, которая вскоре вышла замуж за падунчанина А. Тимофеева, от Василия остались двое детей. Но носили ли они отцовскую фамилию? Или род продолжился по линии Ивана? Прошло некоторое время и по переписи 1769 года Дубыниных уже 20 душ мужского пола: четверо из них были определены и вожи, и, как написано, «оные Дубынины от Иркутской Провинциальной канцелярии определены для спуску и подъему дощанников на имеющихся порогах вечно».

3

Ух-ты! Взор Братских  Гуру устремился на север.))) Знаю только, что там  Бабулька живёт, души и тела лечит. Друзья под сильным впечатлением.


Вы здесь » Форум кладоискателей » Историческое фото-видео » ДУБЫНИНО (Братский район)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно