Форум кладоискателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум кладоискателей » Экспедиции » Экспедиция Илим


Экспедиция Илим

Сообщений 111 страница 120 из 323

111

Верховья р. Илима. Крытые лодки, в которых совершаются поездки по Илиму и Ангаре
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

В 10 час. вечера приплыли в д. Абакшину, разбросанную по обеим сторонам Илима, в 20 дворов. Здесь для Владыки была приготовлена более удобная лодка, уступленная «царем» Илима купцом Я.А. Черных; в ней можно было спать, пить чай, писать, свободно сидеть, но ходить согнувшись, вследствие низкой крыши. Лодка длиною аршин двенадцать, на ней устроен деревянный из досок коробок, разделенный на два-три помещения, по сторонам устроены небольшие оконца, дающие свет, но не воздух: открыть окно нельзя: сейчас же пожалуют «певуны» (комары) и «мошкара», как называют на Илиме мошку, а эти гости поистине — бич для всякого посетителя Илима; от них спасение или в сетке, или в дымокуре (конский навоз на углях); предпочтешь лучше дышать дымом скотского навоза, чем свежим воздухом, насыщенным мириадами насекомых, которые бесцеремонно наполняют рот, уши, нос, глаза… Абакшино лучше Чуриловой. Избы поопрятнее, мужички зажиточнее и приветливее. К встрече Владыки они особенно прибрались и принарядились. Пестрая толпа народа была на той и другой стороне Илима. Когда мы пристали к левому берегу, все с противоположной стороны бросились в берестянки и стремительно перебрасывались к нам, чтобы не меньше других видеть дорогого и высокого гостя, слышать, о чем он будет говорить, каков он и т.д. В ожидании небывалого посетителя население, видимо, испытывало некоторый страх: мужички стояли на берегу и боялись подойти ближе к лодке. Казалось: выйди Владыка и повелительно крикни на них, они моментально обратились бы в бегство… настолько они запуганы всяким «начальством»… Волостной старшина, сопровождавший нас, передает просьбу абакшинцев, что они желали бы отслужить молебен на своих нивах, расположенных тотчас за избами. Был одиннадцатый час ночи. Густые тучи закрыли небо, собирался дождик. Но Владыка охотно исполнил желание этих детей природы. И какая торжественная минута была в жизни абакшинцев! Вынесенные из домов иконы (часовни нет) представляли полукруглый иконостас; перед ними на столе пылала не одна сотня восковых свеч; дикая природа… полночный час… вдруг полились могучие звуки церковных молитвословий, и они неслись далеко, оглашая тайгу и подымаясь высоко к небу… Пели мы все: это усугубляло впечатление. Народ в немом безмолвии замер от невиданного зрелища. А Архипастырь возносил свою тихую и горячую молитву туда — к Престолу Всевышнего, о мире, благе и счастье вечном этих заброшенных среди дикой чащи чад Христовой Церкви и во многом не ведающих Бога истинного и Творца всяческих… картина величественная и глубоко умилительная. Она не забудется из рода в род в насельниках Абакшиной. И дай, Господи! Это здесь так необходимо. Население верховьев Илима — потомки инородцев тунгусов, обитавших среди местной тайги. Уклад жизни их, в силу постоянного общения с русскими, конечно, установился уже русский, но религиозные верования не вполне еще православны; они двойственны — наполовину православны, наполовину язычники. На божнице местного крестьянина не редкость встретить вместе с иконою деревянного языческого божка, которого хозяин заботливо припрятывает, когда ожидает приезда батюшки. В обиходе крестьянина масса различных суеверий и предрассудков чисто языческого происхождения; развито знахарство, наговоры, заговоры — плоды невежества; отсюда какой-то необъяснимый страх пред смертью. Когда умирает человек, его в доме оставляют только на время, пока делается «домовище» (гроб); кладут его не на стол, а на лавку пред образами. Домашние обыкновенно теснятся в другой половине избы, боясь войти, где лежит покойный. За отдаленностью от священника хоронят зачастую без отпевания, отпевают уже позже, когда приходится бывать в приходском селе. Отсюда привозят на могилу венчик и горсть земли, над которою по издавна установившемуся обычаю некоторые батюшки и по сие время совершают заочное отпевание умершего. По положении во гроб тело выносят в амбар, и там оно находится, пока исполнится положенный срок — три дня.

С этими амбарными порядками произошел однажды такой случай, о котором мне рассказал местный старожил. Впала в летаргический сон старушка. Обрядили ее и в гробе вынесли в амбар. Был декабрь. Вдруг ночью семья «покойной» слышит из амбара неистовый крик старухи, чтобы ее впустили домой. Всполошился весь дом, а потом и вся деревня, но никто даже из мужиков не решился идти в амбар, никто не отважился даже подойти к нему и отомкнуть замок; с великим страхом стояли все около ворот. Когда рассветало, власти отрядили кого нужно отворить амбар. И что же? Гроб был действительно пуст. Старуха, перекинувшись чрез засек, замерзла. Народ признал ее ведьмой, а чтобы вперед подобные случаи не повторялись, теперь, когда ставят гроб в амбар, связывают его крепко-накрепко веревкою. «И вот таких случаев больше не было после», — закончил мужичок свою печальную повесть… Едва ли нужно говорить о всем ужасе такого предотвращения нежелательных с точки зрения невежественного народа случаев?!..

В Абакшино, когда мы вернулись в лодку, баба в берестяном чумане принесла Владыке 15 яиц, в благодарность отобщества за служение молебна. Владыка, видя, насколько была искрення эта жертва, не решился отказаться принять. Все сельчане со страхом ожидали возвращения женщины, чтобы узнать — принят ли их дар Владыкой «Преосвяшшенной»… Курьезно мужички называли Владыку. Некоторые в верховьях Илима называли его — «Ваша Преосвяшшенная Владычица», на Ангаре — «Ваша Преосвяшшенская Владыка», на Лене один мужичок назвал — «Ваше Благоденствие»… Народу в Абашино собралось около 140 человек. В ночь отправились далее. Илим капризно плещется между двумя хребтами, иногда очень значительной высоты. Местами и весьма часто попадаются шиверы (вода падает чрез камни); при оплошности кормовщика лодка наша нередко ударялась о камни; сон был поэтому не особенно крепкий, а с прибытием в приходское село Коченгское с раннего утра начался торжественный звон и пестрая толпа коченгцев нетерпеливо ожидала на берегу выхода высокого гостя. В толпе, прячась за других, выглядывали политические: показать, что и они интересуются приездом архиерея, им не хотелось, а с другой стороны, этот приезд, всколыхнувший жизнь коченгцев, коснулся и жизни ссыльных; они интересовались — каков архиерей, о чем он поучает народ; некоторые из них пришли даже на молебен в храм…

112

Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Илим торжествовал праздник… Весело оглашался он всплескиваниями весел и говором ямщиков, перебрасывавшихся деловыми фразами с одной лодки на другую. Лодки наши — то плыли рядом, то привольно разбрасывались в длину и ширь Илима, на расстоянии нескольких сажен. Пить чай, обедать и ужинать Владыка приглашал в свою лодку. Уха подава­лась прямо с огня на стол, в задымленном котле. Отдавая несколько запахом дыма, она имела какой-то особенный вкус, заставляя нас с аппетитом кушать одну тарелку за другой. Варили на особо устроенном очаге, в носу лодки, здесь же кипятили самовар и чайник, так что плавание про­должалось без остановок. Особенно очаровательным был ужин, когда кругом окутывала темнота, природа замира­ла, изредка разве раздавалось в лесу чириканье птички, лодки плавно катились вниз, понуждаемые гребцами. При зажженной свече мы семьей совершали свой поздний ужин, отдыхая от дневного труда в задушевной беседе со своим Архипастырем. Хорошее было времечко. Мне оно будет памятно до гроба… После ужина, одевшись потеплее, Владыка выходил подышать свежим воздухом, пользуясь временем, когда мошка и овод давали вздохнуть их посети­телям… Запросто он беседовал с ямщиками, интересуясь их жизнью и занятиями. Они сначала робели, а потом более смелые из них вступали в разговоры и рассказывали своему Архипастырю о наболевших своих нуждах, своих печалях и радостях…

В 22 верстах ниже Коченгского, на левом берегу Илима, высоко над рекою, разбросалась деревушка Наумовская — в 36 дворов. К реке спуск почти обрывом. Красиво по всему обрыву пестрела толпа наумовцев, давно ждавших нашу флотилию; на самом берегу около воды суетились ямщики, с мешочками в руках, одетые по-дорожному, они ждали сменить коченгских ямщиков, чтобы плыть далее. В Нау­мовском нет ни молитвенного дома, ни часовни; остановка предполагалась только для смены ямщиков. Владыка, видя, однако, собравшийся народ, решил немного задержаться; вышел на берег и благословил ямщиков, за которыми по­том нерешительно, как-то боясь, медленно стали спускаться с горы и подходить под благословение остальные. Многие от страха крестились и терялись, не зная, как сложить для принятия благословения руки, обыкновенно складывали на грудь, как будто стыдясь показать свои мозолистые ла­дони… Всем были розданы крестики и иконки Святителя Иннокентия с его житием и преподано Владыкой краткое наставление о воздержании от порока пьянства и хранении между собою мира. Школы в Наумовой, за бедностью на­селения, нет; в ближайшей Коченгской школе учить детей, с платою за квартиру и содержание, не под силу. Дети ос­таются в большинстве неграмотными. Желая, однако, дать им хоть самые элементарные сведения по чтению, письму и счислению, мужички негласно отдают своих ребятишек в научение политическим ссыльным, которые за ничтожное вознаграждение, где-либо в избе учат Бог весть — как и Бог весть — чему… но все же учат… И мужичок доволен этой учебой: «Все же парнишка, — говорит он, — дома не балу­ется, а окромя того научится читать, писать и шшитать»… Школа здесь положительно необходима, с усиленным суб­сидированием от казны.

Из Наумовой Владыка отправил в благословение крестики в д. Лыхинскую и Солодковскую, которые мы проехали ночью, и Владыка не имел возмож­ности видеть их насельников лично. Несомненно — сколько и это внесет духовной радости в жизнь обитателей этих глу­хих деревушек. Крестики дороги сами по себе, а внимание Владыки к ним — само собой. Мне вспоминается из жизни моей, в бытность благочинным на Илиме, освящение храма в с. Голиковском, когда после литургии я роздал населению дешевые крестики на шнурках. — Мужички с большим благоговением принимали эти крестики и сказали, что бу­дут одевать их тогда лишь, когда пойдут в лес на звериный промысел, веря в особенную силу этого креста, способную защитить их в трудную минуту борьбы со зверем. Не нужно говорить, конечно, каким вниманием со стороны мужичков будет пользоваться дар Владыки… В Наумове обращает на себя внимание выговор населения. Оригинальное во всем строе своей жизни, население верховьев Илима оригинально и в этом. Здесь не говорят буквы «л», а заменяют ее буквою «в». И вот получается вместо, например, лодка — водка, или ложка — вожка и т.д. Говорят так не потому, что не могут выговорить известной буквы, а просто в силу уста­новившейся привычки, перенимая один от другого. Приез­жие — вначале удивляются, а чрез некоторое время и сами начинают говорить так же, невольно подчиняясь общему «вба», «воб» и под. Шляп и фуражек здесь почти нет. На головах крестьян сетки из конского волоса, отделанные кумачом: в сложенном виде они представляют род четырех­угольной шапки, по краям украшенной разноцветными ку­сочками материи; когда сетка одевается на лицо, кумач сза­ди и спереди опускается вниз, покрывая затылок и грудь. Этот головной убор и покров служит по нескольку лет, его носят и женщины и дети с весны до зимы. Мыть сетки не принято. Пропотевшие и пропылившиеся, они после долго­го употребления представляют что-то невозможное…

По мере приближения к центру Илимского края Илим развертывается шире. Берега красивы: приподнятые саже­ни на две над рекой, они пестрят цветами; зеленый ковер травы тянется по всему берегу. Лес разнообразный: осина, ель, кустарники талины, листвень. Начинаясь на берегу, мелкий кустарник постепенно переходит в настоящий лес, поднимается по возвышающейся местности к горам и за­крывает их своей зеленью.

В 12 час. ночи мы тихо подплыли к селу Голиковскому и не думали нарушать мирного покоя обывателей-тружеников после рабочего дня. Но… небольшое, в 24 двора, село не спало. Среди ночной темноты отчетливо виделся разложен­ный на берегу около мостков костер, а вокруг него груп­па крестьян в белых холщовых «шойдениках» и таких же штанах, опущенных до пола; на ногах чирки, подвязанные красными опушнями. По берегу то и дело мелькают факелы зажженного смолья, то с берега, то на берег: это бодрству­ющие голиковцы подготовляются, как лучше встретить до­рогого гостя, шмыгая по разным поручениям или сельского старосты, или старшины. На самом высоком и видном месте села стоит дорогое сокровище голиковцев — храм во имя Святителя Иркутского Иннокентия, построенный в 1906 году на скудные средства насельников Голиковой, при невидимом содействии покровителя Иркутской страны... . В па­мятную для голиковцев ночь храм их был залит огнями, получилось впечатление пасхальной ночи, а маленькие два колокола с церковной колокольни радостно будили уснув­шую природу — горы и долы, и звали торжествовать с ними светлую радость… Когда Владыка вышел на берег, мы увидели, что здесь было все население Голиковой, от грудных младенцев до едва передвигавших ноги старцев и стариц. Ни шума, ни говора слышно не было. Благоговейно толпа преклонила свои колена и с каким-то таинственным молчанием встречала небывалого гостя. Владыка, как пол­ночный жених, следовал впереди, за ним шла бодрствую­щая паства. Храм небольшой, но уютный, для села вполне достаточный; иконами и ризницей беден. Видно, нужны опять годы, пока мужички соберутся с силами и смогут дать лепту на украшение и обзаведение храма. Добрых отзывчи­вых людей вблизи нет, а другие могут и не знать о нуждах этого духовного сокровища, заброшенного в дебрях Илима. Но я, как инициатор построения этого храма, не унываю, а глубоко верю в невидимое содействие Покровителя страны Сибирской Святителя Иннокентия, которому посвящен этот храм, и надеюсь, что рано или поздно Он укажет доброе сердце, которое благоукрасит храм на духовное утешение голиковцев. С большим духовным подъемом было соверше­но Владыкой молебное пение с акафистом св. Иннокентию, а затем сказано глубоко прочувствованное слово о почита­нии св. Иннокентия, нашего небесного заступника и помощ­ника. С большою радостью получали голиковцы на память от Владыки евангелия на русском языке, листки, образки и житие св. Иннокентия и крестики. Благословив народ, Владыка, провожаемый колокольным звоном, в 2 часа ночи отбыл далее. Надолго останется в памяти голиковцев это посещение: оно всколыхнуло их серенькую однообразную жизнь и влило свежую струю энергии в их религиозный быт.

Утром рано 6-го июня проплыли село Шестаковское; в нем имеются соляные источники, и население, занима­ясь солеварением, снабжает солью округу. Если когда-либо осуществится проект проведения ветки железной дороги «Тулун — Усть-Кут», село Шестаковское будет пересечено линией дороги, и здесь, с вероятностию можно предпола­гать, будет центральный пункт для всего Илимского края и низовьев Ангары. Шестаково разбросано по обеим сто­ронам Илима. С правой стороны оно кажется замкнутым двумя горами. Одна из них идет параллельно селу, отвора­чивая со средины направо и уходя вдаль от села; а вторая начинается саженях в 200–250 от берега куполообразной вершиной, окутанной в то утро туманом, и продолжается по направлению первой горы; недалеко они соединяются с третьей, образуя небольшую и неширокую долину. Это обыкновенные горные картины Илима. Берега реки кра­сивы. С невысокой горы они постепенно сбегают вниз и теряются в воде, покрытые разнообразной зеленью и ков­рами цветов. Иногда встречаются места низкие, вдруг пе­ресекающиеся откуда-то вышедшей высокой горой. Зелень на горах порой прерывается голыми пятнами скал. Река течет тихо. Поверхность наполовину гладкая, зеркальная. Часов в 10 утра Владыка вышел на корму лодки подышать свежим воздухом. Ямщики, сменившиеся утром в Шестако­вой, еще не видели его. А, между тем, посмотреть на Вла­дыку им больно хотелось. Он вышел просто в подряснике и шляпе и разговаривал с ними. После некоторой беседы этот ямщик, посмелее других, говорит Владыке вполголо­са: «Скажи, батюшка, а скоро архиерей-то выйдет, нам бы посмотреть его»… Владыка, едва сдерживаясь, сказал: «А вот скоро приедем в Илимск, там архиерей будет совер­шать богослужение, вы его и увидите». К сожалению, мне не пришлось узнать впечатления этого любопытного, когда были в Илимске, а надо полагать, он глазам не верил, видя «батюшку» в образе архиерея.

113

http://nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=576

Сплав по ИЛИМУ! Фотки супер. есть д.Кочерга (кажется кто-то частично кидал сюда)..старые дома.....и море травы... :(((

114

Вадим кидал эту ссылку.
По поводу поездки на Илим. Ориентировочный выход 01.06.2012.

115

Я уже собрался)) Чемоданы даже упаковал))

116

немного подозрительно, что на фотках один-два дома.... ну как бы хотелось бы побольше!

117

По этому поводу, скажу следующее. Когда деревня вымирает, дома освобождаются.  Люди, которым в лом запасаться дровами, пустые постройки распиливают и разбирают на строй материал и на дрова. Так происходит до тех пор, пока не останется один-два дома. Как правили их бросают и уезжают.  Дома в последствии, переоборудуют под зимовье.

118

я за осень по тэми почти все бревна пожег на дрова. Димбет меня в варвары записал, а мне это мнение по барабагу. главное тепло. а если бревна нужны как память потомкам, то пусть домой в гараж везет.

119

Народ у меня знакомые родом из какойто деревни по маршруту а вместе они свадьбу играли в Шестакова после затопления Миша это отец и мама Капусты

120

Приятно видеть , что не перевелись авантюристы. Вы меня извините, но по обсуждению сделал вывод, что вы совсем не готовы к маршруту. Сам на Илиме не был, есть знакомые(Железногорцы) которые ходят до Коченги, выше совсем мелко. Придется спешно покупать водомётную насадку на мотор, а то глядишь опередите.    :confused:


Вы здесь » Форум кладоискателей » Экспедиции » Экспедиция Илим


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно